ДОКЛАД По правоприменительной практике Иркутского УФАС России Первый квартал 2018 года
13 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

По правоприменительной практике

Иркутского УФАС России

 

Первый квартал  2018 года

 

Раздел 1 Антимонопольный контроль

 

Сведения о выданных предупреждениях

Выдано 17 предупреждений по ст. 15 Закона о защите конкуренции, в том числе:

- 1 по демонтажу НТО;

- 3 по демонтажу незаконных рекламных конструкций;

- 1 по изменению устава ИОБСМЭ и о запрете осуществления деятельности не относящейся к основной, в соответствии с законом;

- 12 по передаче муниципального имущества без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

 

Примеры:

 

- Иркутским УФАС России в связи с обнаружением в действиях Министерства здравоохранения Иркутской области признаков нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся во включении в п.2.3 Устава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутское бюро судебно-медицинской экспертизы  в качестве не основного вида деятельности, которое вправе осуществлять Учреждение за плату, оказание ритуальных услуг (п.п.6), что приводит (может) привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, выдано предупреждение о необходимости прекращения совершения указанных действий путем:

- исключения подпункта 6 пункта 2.3 из Устава ГБУЗ ИОБСМЭ;

- издания локального акта о запрете ГБУЗ ИОБСМЭ осуществлять оказание ритуальных и иных платных услуг;

- обеспечения размещения на официальных сайтах Министерства здравоохранения Иркутской области и ГБУЗ ИОБСМЭ информации об исключении из Устава ГБУЗ ИОБСМЭ подпункта 6 пункта 2.3 и прекращении Учреждением осуществления деятельности по оказанию ритуальных и иных платных услуг.

 

 

- 09.02.2018г. главе Администрации г. Иркутская выдано предупреждение № 8/18 о необходимости прекращения бездействия путем обеспечения осуществления органами местного самоуправления г. Иркутска полномочий по решению вопросов местного значения в части осуществления демонтажа вышеуказанного нестационарного торгового объекта в течение десяти дней с момента получения предупреждения.

Предупреждение № 8/18 от 09.02.2018г. исполнено в установленный срок, 19.02.2018г. нестационарный торговый объект по адресу г. Иркутск, ул. 3-го Июля, в районе дома №20 демонтирован.

 

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

 

- По результатам рассмотрения заявления ООО «Кирпич в Иркутске» возбуждено дело в отношении ООО «Савиновские магнезиты» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании препятствий в прохождении вагонов в адрес ООО «Кирпич в Иркутске» на участок  железнодорожного пути необщего пользования, находящегося в собственности ООО «Савиновские Магнезиты», что имеет своим результатом ущемление интересов ООО «Кирпич в Иркутске».

- По результатам рассмотрения заявления МУП «Водоканал» г. Иркутска возбуждено дело в отношении ПАО «Иркутскэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от подписания и выдачи МУП «Водоканал» г. Иркутска актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по объектам теплоснабжения и тепловым сетям МУП «Водоканал» г. Иркутска для заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии. 

 

Сведения об исполненных  предупреждениях

 

Исполнено 5 предупреждений по ст. 15 Закона о защите конкуренции, в том числе: 1 предупреждение по демонтажу НТО, 3 предупреждения по демонтажу рекламных конструкций.

 

Сведения о принятых решениях и выданных предписаниях

 

Принято 5 решений по статье 15 Закона о защите конкуренции о признании нарушения и выдано 5 предписаний

В том числе: 1 в связи с неправомерной передачей в аренду земельного участка;

- 1 о признании нарушения Правительством ИО, в связи с бездействием по созданию условий, направленных на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Иркутской области, путем обеспечения разработки и реализации механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС на недискриминационных условиях;

- 1 в связи с введением ограничений органом местного самоуправления в отношении свободного перемещения товаров;

- 2 в связи с передачей объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в нарушение законодательства о концессионных соглашениях;

Принято 11 решений по статье 17 Закона о защите конкуренции о признании нарушения и выдано 15 предписаний:

В том числе: 9 в связи с осуществлением закупки товаров, работ, услуг неконкурентным способом закупки у единственного поставщика при отсутствии правовых оснований на проведение закупки указанным способом;

1 в связи с установлением некорректных требований к характеристикам товара (консервированные огурцы) при проведении закупки;

1 в связи с необоснованным отказом в допуске хозяйствующего субъекта к участию в открытом конкурсе на право заключения договора оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда;

Исполнено 1 предписание по статье 17 Закона о защите конкуренции (проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения с нарушением порядка, установленного действующим законодательством).

 

 

Сведения о вынесенных постановлениях за период с 01.01.2018 по 06.03.2018г.

 

Вынесено 1 постановление по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ о наложении штрафа в размере 15000 рублей;

Вынесено 2 постановления по ст.14.31 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности  на общую  сумму 600 000 рублей;

 

Вынесено 1 постановление по ч.4 ст. 14.32 КоАП РФ о наложении штрафа в размере 15000 рублей;

Вынесено 1 постановление по ч. 5 ст. 19.8  КоАП РФ о наложении штрафа в размере 50000 рублей.

 

Кроме того, в Арбитражный суд Иркутской области направлено 3 протокола по ст. 14.32 (заключение и реализация запрещенных антимонопольным законодательством соглашений) с требованием о назначении виновным лицам административного наказания в виде дисквалификации.

 

 

Информация об оплате за период с 01.01.2018 по 06.03.2018г.

 ранее наложенных штрафов

 

Оплачен 1 штраф по ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ в размере 20000 рублей.

 

Судебная практика

 

- По результатам рассмотрения  жалобы АО «Международный Аэропорт Иркутск» Арбитражный суд Иркутской области  поддержал позицию Иркутского  УФАС России,  признал решение  о нарушении   АО «Международный Аэропорт Иркутск», занимающего  доминирующее положение на рынке  оказания аэропортовых услуг по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Иркутска,  части 1 статьи 10 и пункта 9 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законным и обоснованным.

 

- Четвертый арбитражный апелляционный суд  отказал в удовлетворении требований АО «Международный Аэропорт Иркутск»  о признании решения Иркутского УФАС России, вынесенным по результатам рассмотрения дела о нарушении ч.1 п.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в установлении монопольно высокой цены на услуги аренды в зданиях ВВЛ, МВЛ, незаконным.

- Иркутским УФАС России ООО  «Торгсервис 238», осуществляющее деятельность посредством организации торговой сети «Светофор», привлечено к административной ответственности  в виде штрафа в размере 1000 000 рублей связи с  совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.42 КоАП РФ, выразившегося в установлении в Договоре поставки, заключенным с ООО «Саянмолоко», сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные Законом о торговле, а также в исполнении (реализация) Договора поставки  в соответствующей части  с нарушением установленных ч.7 ст.9 Закона о торговли  сроков.

Решением Арбитражного суда Иркутской области постановление Иркутского УФАС России изменено в части размера штрафа (штраф снижен до 500 000 рублей), в остальной части постановление признано законным.

Четвертый арбитражный апелляционный суд  отменил постановление Иркутского УФАС России полностью, признав правонарушение торговой сети «Светофор», выразившееся в нарушении сроков оплаты за поставленную продукцию, малозначительным.

В настоящее время Иркутским УФАС России  готовится кассационная жалоба.

 

Информация о проведенных мероприятиях

 

31.01.2018г. состоялось первое заседаний рабочей группы, которая была создано по инициативе Иркутского УФАС России по внедрению стандарта развития конкуренции в Иркутской области, в которую вошли: руководитель Иркутского УФАС России, представители министерств Правительства Иркутской области, представители Прокуратуры Иркутской области, Аппарата Уполномоченного по правам предпринимателей Иркутской области.

Создание группы обусловлено тем, что согласно докладу Министерства экономического развития РФ Иркутская область заняла 82 место в рейтинге регионов по утверждению выполнения мероприятий, нацеленных на внедрение стандарта развития конкуренции (утвержденного Распоряжением Правительства РФ № 1738-р от 05.09.2015). Стандарт является одним из инструментов для формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне. Он представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти субъектов РФ в части выработки механизмов реализации данной политики.

 

20.02.2018 г. состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Иркутском УФАС России.

Под председательством руководителя Иркутского УФАС Александра Кулиша на повестке дня Совет были рассмотрены такие вопросы как:

  1. Обсуждение и оценка профессионального стандарта «Специалист в сфере конкурентного права».
  2. Реализация мер по внедрению стандарта развития конкуренции в Иркутской области, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации №11738-р от 06.09.2015г, а также обсуждение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции в рамках реализации национального плана по развитию конкуренции.
  3. Актуальные проблемы контроля за операторами розничных торговых сетей в Иркутской области.
  4. Обсуждение мероприятий по обеспечению конкуренции при использовании земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, в том числе для размещения НТО. Муниципальные проблемы и вопросы.

 

21.02.2018г. в рамках реализации соглашения о взаимодействии между администрацией г. Иркутска и Иркутским УФАС России в целях обмена мнениями и выработки подходов при решении вопросов по развитию конкуренции и деловой среды на территории г.Иркутска состоялось совещание с участием представителей Иркутского УФАС России, Прокуратуры Иркутской области, Прокуратуры г.Иркутска, Министерства имущественных отношений Иркутской области, индивидуальных предпринимателей.

В ходе совещания были рассмотрены следующие вопросы:

- обеспечение конкуренции при использовании земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;

- обеспечение конкуренции при реализации проекта развития залива Якоби.

 Необходимость проведения указанного совещания обусловлена поступающими в адрес Управления жалобами хозяйствующих субъектов на действия администрации г. Иркутска, а также наличием возбужденного дела №233 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении структурных подразделений Администрации г. Иркутска и МАУ «Праздник».

 

Раздел 2 Контроль рекламной деятельности

Статистика выявленных нарушений ФЗ «О рекламе»

Статья 5 – 13 решений о признании нарушения, 9 предписаний;

Статья 18 –  8 решений о признании нарушения , 8 предписаний;

Статья 25– 2 решения о признании нарушения и 2 предписания.

 

Прекращено 9 дел по статье 18 в связи с отсутствием нарушения.

 

Пример: ООО Ресурс (Сервис хранения вещей)

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление в соответствии с которым, в декабре 2017 года в городе Иркутске по адресу ул. Свердлова, 36 на рекламной конструкции распространена реклама следующего содержания: «Коробка бережно храним ваши вещи. Я храню свою девственность у этих ребят. Сервис хранения вещей. (3952)64-88-75 skladkorobka.ru Лермонтова, 130/2» с изображением девушки в черной рясе, на груди которой висит крест, в руках девушка держит конфету на палочке, которая приближена ко рту.

Решением Комиссии Иркутского УФАС России №25/18 от 23.01.2018 данная реклама признана ненадлежащей в связи с несоответствием рассматриваемой рекламы сервиса хранения вещей «Коробка» требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в связи с наличием оскорбительного и непристойного образа и выражения: «Я храню свою девственность у этих ребят» в сочетании с изображением молодой женщины монахини с ярким макияжем, которая держит в руках леденец, максимально приближенный к чувственным губам.

Данная позиция антимонопольного органа о непристойности и оскорбительности указанного выражения в сочетании с изображением подтверждена также Экспертным советом по рекламе при Иркутском УФАС России.

 Как разъяснено в энциклопедическом словаре педагога (Основы духовной культуры), Девственность — это состояние девушки или юноши, не имеющих половых сношений; согласно русским народным и православным традициям является показателем их непорочности, целомудрия, чистоты перед народом и перед Богом. Девственность сохраняется до свадьбы и символизирует стремление девушки или юноши к преодолению мирских страстей, победу духа над телом. Девственность требуется от невест до свадьбы, а также монахинь и монахов, готовящих себя к общению с Богом, ушедших в уединение, отрешившихся от мира. Девственным называют что-нибудь нетронутое, невозделанное, природно-естественное, чего не касалась рука человека.

В рассматриваемой рекламе изображена молодая женщина монахиня с ярким макияжем, которая держит в руках леденец, максимально приближенный к чувственным губам, а также фраза «я храню свою девственность у этих ребят». В данной рекламе смешано то, что невозможно совмещать в одном образе. Изображена женщина-хранительница, которая не сохранила. Символ чистоты, образ монахини в данном случае изображен в виде падшей женщины, о чем говорят обнаженные персии, накрашенные красным лаком ногти, яркий макияж, рыжие ниспадающие на лицо волосы, облизывание предмета удлиненной формы.

Таким образом, целью распространения данной рекламы является привлечение внимания неопределенного круга лиц (посетителей торгового центра) к сервису хранения вещей «Коробка» посредством создания комической аналогии данной организации с образом монахини, изображенной в виде падшей женщины, путем: использования фразы «я храню свою девственность», свидетельствующей о непорочности; сравнения «девственности» с «вещью»; использования комического образа монахини, которая по своей сути не является подобающим.

При этом, использование в рекламе выражения «я храню свою девственность» в сочетании с образом порочной монахини формирует у потребителя рекламы ассоциацию между хранением девственности и монахиней, которая в рекламе изображена в порочном образе.

 

Сведения о вынесенных постановлениях.

 

По статье 14.3 КоАП вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма штрафов – 106 100 руб.

Два штрафа заменены на предупреждения.

 

 

 

Раздел 3 Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

 

Статистика Иркутского УФАС России по реализации своих полномочий в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в первом квартале 2018 года представляет собой следующие показатели.

Всего за январь – март на текущую дату рассмотрено 98 жалоб: 90 по закону о контрактной системе и 8 в рамках законов о закупках отдельными видами юридических лиц и защите конкуренции. Обоснованными полностью или в части признаны 23 (по 22 и 1 соответственно).

Также в первом квартале 2018 года Иркутским УФАС России выдано 17 предписаний об устранении допущенных нарушений законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме этого, с января по март 2018 года Иркутским УФАС России проведено 11 проверок соблюдения субъектами контроля законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: 10 внеплановых и 1 плановая.

Помимо названного, рассмотрено 44 обращения о включении информации в реестры недобросовестных участников конкурентных процедур: 37 обращений по закону о контрактной системе в сфере закупок, по 18 из которых принято решение о включении сведений в реестр; 7 обращений, поданных в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц Земельного Кодекса Российской Федерации о включении сведений в реестр недобросовестных участников аукциона (6 удовлетворено).

В сфере производства по делам об административных правонарушениях за нарушения вышеназванного законодательства Иркутским УФАС России проведена следующая работа.

Так, всего рассмотрено 36 дел: 28 за нарушения закона № 44-ФЗ, 8 за нарушения закона № 223-ФЗ и нарушения порядка проведения торгов. Из них вынесено по 18 и 8 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа соответственно на сумму 237 тыс. руб.

Одна из проблем, с которыми с которыми сталкивается Иркутское УФАС России при исполнении полномочий по контролю соблюдения законодательства о торгах, связана с порядком подачи жалоб в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, в Иркутское УФАС России поступил файл в формате «doc.sig». Заявитель утверждал, что данный файл является жалобой. Иркутское УФАС России не смогло расценить данный файл как жалобу или как любое иное обращение и оставило его без рассмотрения, поскольку ни одним из имевшихся ПО открыть его не удалось.

В настоящее время вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Иркутской области, Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-17965/2017 действия Управления признаны законными, поскольку формат «doc.sig» не относится к единым форматам электронных документов, обеспечивающих возможность их просмотра на персональном компьютере без необходимости установления дополнительного ПО: jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, rar, zip (постановление Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; постановление Правительства РФ от 23.12.2017 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок»; приказ Федеральной Казначейства от 30.12.2015 № 26н; приказ ФАС России от 28.07.2016 № 1081/16 «Об утверждении Порядка представления в антимонопольный орган ходатайства или уведомления в электронной форме»).

Иными словами, электронные документы должны быть поданы в формате, просмотр которого возможен на обычном компьютере без приобретения и установления дополнительного программного обеспечения.

Не исчезает и проблема установления заказчиками излишних требований к товарам, не обусловленных их потребностями и фактически для них незначимых, что зачастую влечет необоснованное ограничение количества участников закупки. Это касается прежде всего требований к химическому составу товаров и показателям, значения которых становятся известными после проведения испытания определенной партии товара и получения соответствующих документов, например, паспорта товара.

 

Данная проблема нередко связана со сговором заказчика и конкретного участника закупки, которому предоставляются незаконные преимущества с целью обеспечения его победы в закупке. Для этого заказчики прибегают к хитростям (в некоторых случаях, формально законным), формируя сложное описание объекта закупки и трудную для понимания, громоздкую инструкцию по заполнению заявок. До сведения «своего» участника закупки доводятся все тонкости заполнения заявки, а «чужие» попадаются на специально заложенные в документации «подвохи».

 

Следует отметить, что с января этого года вступили в силу изменения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», расширяющие перечень случаев, при которых участники закупки вправе обратиться с жалобой.

В частности, в такой перечень включено совершение заказчиком любого нарушения требований данного закона при осуществлении закупки.

 

Кроме того, с 1 июля 2018 года в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вносятся многочисленные изменения.

Наиболее значимыми представляются изменения, направленные на обеспечение большей открытости закупок. В частности, предусматривается проведение конкурсов, запросов котировок, запросов предложений, закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронном виде.

Приложенные файлы
доклад_Управление_1_кв_18-1520932916.doc (90,0 КБ)
Наверх