Доклад по правоприменительной практике Иркутского УФАС России II квартал 2017 года
14 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

По правоприменительной практике

Иркутского УФАС России

 

Второй квартал  2017 года

 

Раздел 1 Антимонопольный контроль

 

Сведения о выданных предупреждениях по ст. 15 Закона О защите конкуренции  с 01.04.2017г. по 09.06.2017г.

Выдано 18 предупреждений, из них 13 в связи с передачей органами местного самоуправления объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения в пользование хозяйствующим субъектам с нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством (не по концессионному соглашению).

 

Сведения об исполненных за период с 01.04.2017г. по 09.06.2017г. ранее выданных предупреждениях

 

По статье 15 – исполнено 7 предупреждений

П о статье 14.2 – исполнено 1 предупреждение

 

Сведения об исполненных за период с 01.04.2017г. по 09.06.2017г. ранее выданных предписаниях

Исполнено 2 предписания по ст. 17 Закона о защите конкуренции

 

Сведения о принятых решениях и выданных предписаниях с 01.04.2017г. по 09.06.2017г.

 

Статья 17.1 – 2 решения о признании нарушения

Статья 17 –  6 решений о признании нарушения и 7 предписаний

Статья 11– 1 решение о признании нарушения и 3 предписания

Статья 15 – 1 решение о прекращении рассмотрения дела, 2 решения о признании нарушения и 2 предписания

 

Решение по сговору на торгах

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 53 от 03.03.2017г. комиссией Иркутского УФАС России принято решение №341 от 26.05.2017г. о признании ООО «Крепость», ООО «Альбатрос» и ИП П. нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения и реализации соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах № 0134200000116002953 на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания отделения гинекологии ОГБУЗ «Усольский родильный дом» (помещения гинекологии); капитальному ремонту системы отопления, ХВС/ГВС, системы водоотведения здания гинекологии; капитальному ремонту по замене заполнений оконных и дверных проемов, перегородок в тамбуре здания гинекологии, расположенного по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Куйбышева, д. 4Д.

 

 

Решения по ст. 17 Закона о защите конкуренции

 

В отношении ОГАУЗ «Ангарская городская больница № 1»

 

При проведении закупки № 316041442340  ОГАУЗ «Ангарская городская больница № 1» нарушены требования п. 5.2 Положения для нужд учреждения, в соответствии с которым устанавливаемые к товару требования должны быть понятными и полными, обеспечивать четкое и однозначное изложение требований к качеству и иным показателям товаров и не должны искусственно ограничивать круг товаров, работ, услуг, соответствующих таким требованиям или круг потенциальных участников размещения заказа. Заказчиком допущено нарушение в части установления в техническом задании требований «автоподача» к поставленному МФУ HP  LaserJetPro MFP M125ra, у которого данная характеристика отсутствует, и габаритов для МФУ С АПД HP LaserJetPro MFP M127fw, нехарактерных для данного устройства.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 31 комиссией Иркутского УФАС России принято решение № 240  о признании ОГАУЗ «Ангарская городская больница № 1», нарушившим ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ, в связи с совершением действий, выразившихся в установлении необоснованных требований к товару при проведении открытого редукциона в электронной форме № 316041442340 на поставку оргтехники, поскольку такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, ограничению доступа к участию в торгах потенциально заинтересованных лиц.

 

В отношении ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства»

 

ЗАО ОСК «Сибирь» в составе заявки на участие в электронном аукционе представлено свидетельство № 2655.01-2013-3808227390-С-010 от 22.02.2013 г. о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией некоммерческое партнерство «Балтийский строительный комплекс» на основании решения Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс», протокола № 427-СП/С/13 от 22.02.2013 г.

Согласно Приложению к указанному Свидетельству, ЗАО ОСК «Сибирь» вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 500 000 000 (пятисот миллионов) рублей.

Вместе с тем, СРО НП «Балтийский строительный комплекс» в ответ на запрос Иркутского УФАС России представлены пояснения с приложением копии дубликата свидетельства № 2655.01-2013-3808227390-С-010 от 22.02.2013 г., а также выпиской из протокола № 427-СП/С/13 заседания Совета НП «БСК» от 22.02.2013 г., в соответствии с которыми ЗАО ОСК «Сибирь» вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 10 000 000 (десяти миллионов) рублей.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 266 комиссией Иркутского УФАС России принято решение № 247  о признании ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства» нарушившим  ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с совершением действий, выразившихся в необоснованном допуске ЗАО ОСК «Сибирь» к участию в электронном аукционе № 0334100007516000024 в связи с представлением ЗАО ОСК «Сибирь» в заявке на участие в электронном аукционе недостоверных сведений в части максимальной стоимости одного договора по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Администрация Зиминского городского муниципального образования провела конкурс на право осуществления перевозок в отсутствие конкурсной документации.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 24 от 30.01.2017г. Комиссией Иркутского УФАС России принято решение № 277 от 02.05.2017г. о признании администрации Зиминского городского муниципального образования нарушившей ч.1, 2 ст. 17 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в связи с совершением действий, выразившихся в проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №40 «Кирпичный завод – Железнодорожный вокзал» на территории Зиминского городского муниципального образования с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению доступа к участию в торгах потенциально заинтересованным лицам.

 

В отношении администрации МО «ОСА

 

01 июля 2015г. администрацией МО «ОСА» вынесено постановление № 207 «По проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и водоснабжению, находящегося в муниципальной собственности», которое опубликовано в газете «Осинские вести» № 15 (165) от 15 августа 2015 года.

06 апреля 2016г. между Администрацией муниципального образования «Оса» и ООО «Феникс» заключено концессионное соглашение, предметом которого является движимое и недвижимое имущество. Перечень движимого имущества указан в приложении № 1 к концессионному соглашению, перечень недвижимого имущества указан в приложении № 2 к концессионному соглашению. В числе недвижимого имущества указаны объекты водоснабжения (водонапорные пункты).

Согласно пояснениям администрации, указанное соглашение заключено по результатам конкурса, информация о котором не публиковалась на сайте www.torgi.gov.ru.

При этом на участие в конкурсе поступила одна заявка, от ООО «Феникс». Генеральным директором ООО «Феникс» является Ц., который находится в близком родстве (является сыном) с заместителем председателя конкурсной комиссии – Ц. – начальником отдела учета, отчетности и планирования администрации муниципального образования «ОСА». Указанный факт свидетельствует о том, что информация о проведении конкурса была предоставлена ООО «Феникс» в приоритетном порядке, т.к. потенциальные хозяйствующие субъекты желающие принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения не имели такой возможности ввиду отсутствия доступа к информации о проведении конкурса.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Иркутского УФАС России принято решение № 316 от 15 мая 2017г. о признании администрации МО «Оса» и ООО «Феникс» нарушившими п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в связи с совершением действий, выразившиеся в заключении соглашения с целью создания преимущественных условий для ООО «Феникс» при участии в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, проведенном  на основании Постановления Администрации МО «Оса» № 207 от 01 июля 2015г.

 

Отмечаем, что перечень запрещенных действий при проведении торгов, дополнен Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ (четвертым антимонопольным пакетом) запретом на заключение соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции)

Заключение таких соглашений является основанием для признания соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ.

Следует иметь в виду, что положения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающие запрет на заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, являются специальной нормой по отношению к нормам, содержащим запреты на заключение антиконкурентных соглашений, указанным в статьях 11 и 16 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, после вступления в силу изменений, предусмотренных Законом N 275-ФЗ, квалификация действий по заключению соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, осуществляется по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Информация о поданных исковых заявлениях об оспаривании торгов

Иркутским УФАС России подано два исковых заявления к администрации Усть-Удинского городского поселения о признании недействительными торгов и заключенных по их результатам концессионных соглашений. (Дела № А19-5332/2017 и № А19-5333/2017).

 

Положительная судебная практика

09.02.2016г. Иркутским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации МО «Жигаловский район» выдано предупреждение №2 о необходимости совершения действий направленных на осуществление передачи прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), являющехся предметом договора от 04.08.2015, заключенного между Жигаловским МУТЭП и ООО «Жигаловские коммунальные системы» с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством в срок до 15.03.2016г.

21.03.2016г. в Иркутское УФАС России поступило ходатайство от администрации МО «Жигаловский район» о продлении срока исполнения предупреждения. Администрация сообщила, что планирует проводить конкурс на право заключения концессионного соглашения. Иркутским УФАС указанное ходатайство удовлетворено, срок исполнения предупреждения продлен до 15.09.2016г.

15.09.2016г. в Иркутское УФАС России поступило письмо от МО «Жигаловский район», согласно которому объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории МО «Жигаловский район» закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Жигаловское коммунальное управление» договором от 04.04.2016г. Конкурс на право заключения концессионного соглашения после выдачи предупреждения администрацией не проводился. Таким образом, предупреждение Иркутского УФАС России от 09.02.2016г. не исполнено.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, приказом Управления ФАС по Иркутской области от 29 сентября 2016г. № 209 возбуждено дело в отношении администрации МО «Жигаловский район» по признакам нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Решением арбитражного суда Иркутской области от 10.10.2016г. по делу № А19-12586/2016 Жигаловское МУТЭП признано банкротом и в отношении него возбуждено конкурсное производство. Объекты теплоснабжения, являвшиеся предметом договора от 04.08.2015г. с Жигаловским МУТЭП,  расположенные на территории МО «Жигаловский район» в настоящее время закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Жигаловское коммунальное управление» договором от 04.04.2016г. При таких обстоятельствах администрации необходимо передавать объекты теплоснабжения по концессионному соглашению, а не закреплять их на праве хозяйственного ведения за другим муниципальным унитарным предприятием.

Решением Комиссии Иркутского УФАС России № 774 от 14.12.2016г. администрация муниципального образования «Жигаловский район» признана нарушившей п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в связи с совершением действий выразившихся в передаче прав на объекты теплоснабжения в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.

Администрации муниципального образования «Жигаловский район» выдано предписание № 246 от 14.12.2016г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления действий по передаче прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Жигаловское коммунальное управление» с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством в срок до 30.04.2017г.

Администрация обратилась в арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Иркутского УФАС. Решением арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-831/2017 от 20.04.2017г. Решение и предписание Иркутского УФАС России признаны законными и обоснованными. В настоящее время дело находится на рассмотрении в четвертом арбитражном апелляционном суде.

 

Информация об оспаривании Решений Иркутского УФАС России в административном порядке в Федеральной антимонопольной службе

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 191 от 12.09.2016г. комиссией Иркутского УФАС России принято решение № 33 от 06.02.2017г. о признании Министерства имущественных отношений Иркутской области (664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47; ИНН 3808174613) нарушившим ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием распоряжения от 09.03.2016 г. № 239/и «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения» по адресу г. Иркутск, бульвар Гагарина 4, литер Ж, общей площадью 191,5 кв. м., кадастровый номер 38:36:000021:0000:2722/Ж, с ООО фирма «Береза» на срок с 01.01.2016 г. до 30.12.2016 г., без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством РФ, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с необоснованным ограничением доступа к торгам потенциальных участников и недопущением возникновения конкурентных отношений между потенциальными арендаторами – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием государственного областного имущества, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и предоставление преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления такого имущества во владение и (или) пользование, а также

признании ГБУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница» (664022, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 4; ИНН 3811029091) нарушившим ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с заключением на основании распоряжения от 09.03.2016 г. № 239/и «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения» договора № 235 от 16.03.2016 г. аренды объекта областной государственной собственности с ООО фирма «Береза», без проведения торгов в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством РФ, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с необоснованным ограничением доступа к торгам потенциальных участников и недопущением возникновения конкурентных отношений между потенциальными арендаторами – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием государственного областного имущества, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и предоставление преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту в связи с несоблюдением установленного порядка предоставления такого имущества во владение и (или) пользование.

Министерству имущественных отношений Иркутской области выдано предписание №19 об отмене в течение 10-ти дней с момента получения предписания распоряжения от 09.03.2016 г. № 239/и «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения» по адресу г. Иркутск, бульвар Гагарина 4, литер Ж, общей площадью 191,5 кв. м. ООО фирма «Береза», а также совершении в срок до 01.05.2017г. действий, направленных на обеспечение конкуренции путем:

- распоряжения вышеуказанным объектом в порядке, установленном законодательством РФ;

- распоряжения иным областным государственным имуществом в порядке, установленном законодательством РФ.

ГБУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница» выдано предписание №20 о недопущении совершения действий, которые приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения договоров о передаче государственного имущества во владение и(или) пользование в отсутствие предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно совершения в течение 10-ти дней с момента получения предписания действий по распоряжению имуществом, переданным Учреждению на праве оперативного управления и являющегося предметом договора № 235 от 16.03.2016г. аренды областной государственной собственности, заключенным с ООО Фирма «Береза», в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Полагая, что указанные решение и предписания нарушает единообразие в толкование и применении норм Закона о защите конкуренции ООО фирма «Береза» обратилось с жалобой об оспаривании указанного решения в Федеральную антимонопольную службу.

По результатам рассмотрения жалобы апелляционной коллегией Федеральной антимонопольной службы 24 апреля 2017г. принято решение (полный текст изготовлен 28 апреля 2017) об оставлении жалобы ООО фирма «Береза» без удовлетворения. Позиция Иркутского УФАС России при вынесении Решения №33 и выдаче предписаний №19,20 признана апелляционной коллегией Федеральной антимонопольной службы законной и обоснованной.

 

  • Во исполнение   поручения ФАС России от 30.12.2016 № ЦА/92437-ПР/16 проведено 6 внеплановых  проверок деятельности торговых сетей (ООО «О’Кей», ООО «Лента», ИП Ш., ООО «Метро Кэш энд Керри», ООО «Торгсеврис 238», «Удача» и «Экономия»),  в которых Иркутским УФАС России были обнаружены признаки нарушений Закона о торговле.  

В отношении  торговых сетей, действующих только на территории Иркутской области, в  режиме мониторинга  был проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

Дополнительно были опрошены основные поставщики продовольственных товаров, зарегистрированные на территории Иркутской области и имеющие договоры с торговыми сетями.

В результате проведенных внеплановых документарных проверок и мониторинга деятельности торговых сетей установлены признаки нарушения ст.9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее Закон о торговле), к административной ответственности привлечены 5 торговых сетей.

Так Постановлением № 218 ООО «Белуга» (г.Ангарск) признано   виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что выразилось в непредоставлении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора, и, на основании ст.4.1.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, административный штраф  заменен на предупреждение.

 

 

  • За  1 полугодие 2017г. вынесено 2 решения (монопольно высокая цена, нарушение ценообразования) о нарушении  ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдано 2 предписания.

Так решением № 183 от 28.03.2017г. ООО «Теплоисток» (п.Новая Игирма), занимающее  доминирующее положение на товарном рынке  по оказанию услуг по передаче тепловой энергии в границах объектов теплоснабжения на территории р.п.Радищев с долей 100%,   признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в  нарушении установленного правовыми актами порядка ценообразования путем применения тарифа, установленного для ООО «КУК ЖКХ-2», что могло иметь своим результатом ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, нарушают  установленный порядок ценообразования.

  

  • Выдано и исполнено 1 предупреждение (ООО «Биоочистка» по заявлению ИП А.).

 

  • Рассмотрены 4  заявления о предоставлении преференций, из них по 2 дано согласие.

 

 

Наложенные по результатам надзорной деятельности мер административной ответственности

 

  • За  1 полугодие 2017г. вынесено 16 постановлений о привлечении к административной ответственности  на общую  сумму 1 158 107 рублей, в т.ч.:  ст.9.15 КоАП РФ – 220 000 рублей,  ст.9.21 – 301 500 рублей, ст. 14.9 КоАП – 60000 рублей,  ст. 14.31 – 340 607 тысяч рублей, ст. 14.33- 20000 руб , ст.19.5 – 166 000 рублей, ст.19.8 – 50000 рублей.

Оплачено штрафов на сумму 12 725 226 рублей (включая штрафы 2016г.), из них  ОАО «Дорожная служба Иркутской области» оплатила штраф в полном объеме  в размере 11 миллионов 623 тысячи 723 рубля

 

Раздел 2 Контроль рекламной деятельности

 

Общее количество выявленной рекламы, содержащей признаки нарушений законодательства о рекламе за 2й квартал - 63, в том числе:

 

Ст. 5 ч. 2 п. 4 недобросовестная реклама – 1

Ст. 5 ч. 3 п. 2 недостоверная реклама– 1

Ст. 5 ч. 7 отсутствие сущ. инф. в рекламе- 6

Ст. 5 ч. 9 скрытая реклама– 18

Ст. 7 п. 7 запрещенные к рекламе товары – 10

Ст. 14 ч. 1 сообщение о трансляции рекламы в телепрограммах– 1

Ст. 16 реклама в периодических печатных изданиях– 8

Ст. 18 реклама по сетям электросвязи– 12

Ст. 24 ч. 7 предупреждения в рекламе лекарственных средств, мед. услуг– 5

Ст. 28 ч. 1 реклама финансовых услуг общего требования– 1

 

Общее количество принятых решений за 2й квартал – 35, в том числе:

 

Ст. 5 ч. 5 п. 6 в рекламе не допускается - 8

Ст. 5 ч. 7 отсутствие сущ. инф. в рекламе- 2

Ст. 7 п. 9 запрещенные к рекламе товары – 1

Ст. 8 дистанционные продажи в рекламе - 6

Ст. 14 ч. 1 сообщение о трансляции рекламы в телепрограммах– 1

Ст. 16 реклама в периодических печатных изданиях– 9

Ст. 18 реклама по сетям электросвязи – 3

Ст. 24 ч. 7 предупреждения в рекламе лекарственных средств, мед. услуг– 1

Ст. 25 ч. 1 реклама БАД - 3

Ст. 28 ч. 13 реклама займов – 1

 

Общее количество выданных предписаний за 2й квартал – 47, в том числе:

 

Ст. 5 ч. 5 п. 6 в рекламе не допускается - 14

Ст. 5 ч. 7 отсутствие сущ. инф. в рекламе - 1

Ст. 7 п. 9 запрещенные к рекламе товары – 2

Ст. 8 дистанционные продажи в рекламе - 8

Ст. 14 ч. 1 сообщение о трансляции рекламы в телепрограммах– 1

Ст. 16 реклама в периодических печатных изданиях– 8

Ст. 18 реклама по сетям электросвязи – 3

Ст. 24 ч. 7 предупреждения в рекламе лекарственных средств, мед. услуг– 2

Ст. 25 ч. 1 реклама БАД - 6

Ст. 28 ч. 13 реклама займов – 2

 

Общее количество вынесенных постановлений за 2й квартал – 22, в том числе:

 

Предупреждения – 20

Штраф – 2 на сумму 4 000руб.

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от депутата городской думы по единому избирательному округу У. (вх. № 14582 от 28.12.2016г.) о распространении рекламы в день общенационального траура, объявленного президентом России В.В. Путиным на телеканале РЕН ТВ посредством эфирного вещания и вещания через кабельных операторов города Усолье-Сибирское, нарушающей требования ФЗ «О рекламе».

Иркутским УФАС России установлено распространение рекламы 26.12.2016г. в период времени с 07 часов 45 минут до 08 часов 44 минут, в день общенационального траура, объявленного президентом России В.В. Путиным в эфире ТК «Усолье» на телеканале РЕН ТВ.

Иркутским УФАС России установлено, что рекламораспространителем является ООО «ИнфоЦентр» (665460, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Луначарского,16А; ОГРН 1093819000505 ИНН 3819022242).

Решением Комиссии Управления, реклама распространенная 26.12.2016г. в период времени с 07 часов 45 минут до 08 часов 44 минут, в день общенационального траура, объявленного президентом России В.В. Путиным в эфире ТК «Усолье» на телеканале РЕН ТВ, признана ненадлежащей поскольку данная реклама нарушает требования ч. 14 ст. 14 ФЗ «О рекламе», а именно, в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что поскольку, день траура, объявленный президентом России В.В. Путиным определен на 26.12.2016г., выдача предписания невозможна.

 

2. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от депутата городской думы по единому избирательному округу У. (вх. № 14582 от 28.12.2016г.) о распространении рекламы в день общенационального траура, объявленного президентом России В.В. Путиным при трансляции информационной программы «Новости» на телеканале РЕН ТВ посредством эфирного вещания и вещания через кабельных операторов города Усолье-Сибирское, нарушающей требования ФЗ «О рекламе».

Иркутским УФАС России установлено распространение рекламы 26.12.2016г. в день общенационального траура, объявленного президентом России В.В. Путиным при трансляции информационной программы «Новости» в период времени с 20 часов 05 минут до 20 часов 20 минут в эфире ТК «Усолье» на телеканале РЕН ТВ.

Иркутским УФАС России установлено, что рекламораспространителем является ООО «ИнфоЦентр» (665460, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Луначарского,16А; ОГРН 1093819000505 ИНН 3819022242).

Решением Комиссии Управления реклама, распространенная 26.12.2016г. рекламы в день общенационального траура, объявленного президентом России В.В. Путиным при трансляции информационной программы «Новости» в период времени с 20 часов 05 минут до 20 часов 20 минут в эфире ТК «Усолье» на телеканале РЕН ТВ, признана ненадлежащей поскольку данная реклама нарушает требования ч. 14 ст. 14 ФЗ «О рекламе», а именно, в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что поскольку, день траура, объявленный президентом России В.В. Путиным определен на 26.12.2016г., выдача предписания невозможна.

 

3. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от гр-на К. (вх. № 5457 от 13.05.2016г.) о прерывании рекламой выпусков информационной телепрограммы «Вести Иркутск», нарушающей требования ФЗ «О рекламе».

Иркутским УФАС России установлено распространение рекламы о компании ООО «Лесотехника», системе «Омникомм», компании «Каравай», Россельхозбанке, сети магазинов «Экономия», компании «Сарма», ООО «Сибприбор», с 20 часов 36 минут до 20 часов 57 минут с 25.04.2016г. по 29.04.2016г. в эфире телепрограммы «Вести Иркутск» на телеканале «Россия 1».

Иркутским УФАС России установлено, что рекламораспространителем является Филиал ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иркутск» (664025, г. Иркутск, ул. Горького, 15).

Решением № 155 от 27.03.2017 года реклама о компании ООО «Лесотехника», системе «Омникомм», компании «Каравай», Россельхозбанке, сети магазинов «Экономия», компании «Сарма», ООО «Сибприбор», распространенная с 20 часов 36 минут до 20 часов 57 минут с 25.04.2016г. по 29.04.2016г. в эфире телепрограммы «Вести Иркутск» на телеканале «Россия 1», признана ненадлежащей, поскольку данная реклама не соответствует требованиям ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 25, ч. 1.1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, а именно реклама не предваряется сообщением о последующей трансляции рекламы; общая продолжительность распространяемой в эфире Телеканала «Россия» (Россия – 1) на территории Иркутской области в период с 20:00 до 21:00 с 25 по 29 апреля 2016г. превышает пятнадцать процентов времени вещания в течение часа; а также в данной рекламе создается впечатление о том, что БАД является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами; реклама не сопровождается предупреждением о том, что БАД не является лекарственным средством. ФГУП «ВГТРК» ГТРК «Иркутск» выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с вынесенным решением Филиал ВГТРК Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Иркутск» обжаловал его в Арбитражный суд Иркутской области. Перед началом рассмотрения дела Филиал ВГТРК ГТРК «Иркутск» отказался от иска. Определением Арбитражного суда Иркутской области производство по делу прекращено.

 

 

4. 21.03.2017 года в Иркутское УФАС России поступили материалы дела от 21.02.2017г. об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.

21.03.2017г. Байкало-Ангарским транспортным прокурором, советником юстиции Лазовским Д.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «РЦ «Пилот» (664519, Иркутская область, Иркутский район, село Смоленщина, ул. Трудовая, д. 5 В; зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 29.01.2010г., ОГРН 1103850002190, ИНН: 3812125714, КПП 382701001), в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламного ролика ООО «Развлекательный центр «Пилот» в эфире канала РЕН ТВ Иркутск в период с 11 по 23 октября 2016г. следующего содержания: «Вертолетный клуб «Пилот» приглашает вас взглянуть на мир с высоты птичьего полета. Профессиональные пилоты и современно оснащенная вертолетная площадка с командой технических специалистов сделают ваш полет незабываемым, а главное безопасным. А. М.: «На самом деле, это первый полет вообще в моей жизни, я никогда не летала на вертолёте, это американские горки, только в Смоленщине. Это так круто!». Эксклюзивные небесные путешествия с вертолетным клубом «Пилот». Смоленщина, улица Трудовая 5В. Телефон 727-001».

 

5. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от г-ки Д. (вх. № 2851 от 16.03.2016г.) по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.newsbloggers.ru рекламы урологического пластыря «ZB PROSTATIC NAVEL PLASTER»  с незаконным использованием фотографии заявителя.

Иркутским УФАС России установлено, что рекламодателем является ООО «Медиа Сейл» рекламораспространителем – г-н Г.

Решением № 394 от 17.06.2016 года реклама 1. урологического пластыря «ZB PROSTATIC NAVEL PLASTER», распространенная 19.02.2016г. и 22.03.2016г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.newsbloggers.ru в виде статьи под заголовком «Простатит – причина 75% мужских смертей! У каждого второго мужчины с больной простатой за 2-3 года появляется раковая опухоль! Как спасти свою жизнь? признана ненадлежащей, в связи с нарушением требований  п. 2 и 6 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, поскольку в рекламе содержатся сведения об одобрении рекламируемого товара - урологического пластыря «ZB PROSTATIC NAVEL PLASTER» Министерством здравоохранения РФ и главным урологом России с использованием вместо фото главного уролога России фото депутата Законодательного Собрания Иркутской области - главного врача ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» - Д., а равно должностного лица органа государственной власти Иркутской области и учреждения здравоохранения Иркутской области, а также в связи с тем, что в рекламе содержится указание на лечебные свойства урологического пластыря. ООО «Медиа Сейл» и г-ну Г. выданы предписания об устранении допущенных нарушений.

 

 

  • Вышеуказанная реклама послужила основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. По всем эпизодам Иркутским УФАС России, на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, принято решение заменить административный штраф на предупреждение.

 

Раздел 3 Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

 

1) Рассмотрено 263 жалобы на действия заказчиков, комиссий, из которых принято решений о признании жалоб обоснованными (частично обоснованными) - 110, решений о признании жалоб необоснованными 153.

2) Выдано 79 предписаний о прекращении нарушений законодательства о контрактной системе.

3) Проведено 4 плановых проверки, 18 внеплановых проверок.

4) Вынесено постановлений о назначении административных наказаний – 56 на сумму 581 430 рублей.

Сумма уплаченного штрафа с учетом постановлений из предыдущих периодов – 416 770 рублей.

Вынесено постановлений о прекращении производства по делу – 6.

 

5) Принято решений о включении в РНП - 28, решений об отказе во включении в РНП -34.

 

Статистика за 2016 год.

Жалобы

Поступило: 730

Рассмотрено по существу: 400

Признано обоснованными полностью/в части: 113

Наиболее частые нарушения:

34% - нарушения требований к документации

24% - нарушения порядка отбора участников

7% - нарушение порядка заключения контрактов.

 

Примечание о заявителях жалоб.

В настоящее время большое количество жалоб подается (и Иркутским УФАС рассматривается по существу) не действительными или потенциальными участниками закупок, защиту прав и законных интересов которых призван обеспечить такой административный порядок обжалования, а лицами, которые профессионально занимаются подготовкой и подачей жалобы.

Указанные лица хоть и юридически находятся в разных уголках страны (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Сочи, Омск и проч.), они подают десятки жалоб в Иркутское УФАС России и тысячи – в иные территориальные органы и ЦА ФАС России в совокупности.

Как правило, такие лица не могут быть даже потенциальными участниками закупок, поскольку не соответствуют предъявляемым законодательством требованиям, в том числе не имеют необходимых лицензий и допусков СРО. И их права никоим образом не нарушаются и даже не могут быть нарушены действиями, которые ими обжалуются, не только в связи с изложенным, но и в связи с отсутствием намерения участвовать в закупке.

Они почти не имеют заключенных и исполненных контрактов (за исключением нескольких с малой ценой, например, на поставку матрацев), не имеют судебных споров.

Они находят формальные, хоть иногда и существенные, нарушения законодательства и подают жалобы, рассчитывая на определенное вознаграждение от заказчиков или иных участников закупки за отзыв жалобы.

 

Проверки

Всего 78 проверок.

Из них 9 плановых

Проверено закупок 1199 (1114 при плановых проверках)

Выявлено 110 нарушений

 

Предписания

Выдано 96 предписаний, из них:

66 – по результатам рассмотрения жалоб

30 – по результатам проверок

 

РНП

Рассмотрено 186 обращений о включении в РНП:

105 – об уклонении от заключения контракта

77 – о расторжении контракта заказчиком в одностороннем порядке

4 – о расторжении контракта судом.

Решение о включении в реестр принято по 126 обращениям.

 

Рассмотрено 58 обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Все согласованы.

 

Рассмотрено 511 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Меры административной ответственности

Вынесено 127 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 1 млн 624 тыс. руб.

Из них в 2016 году исполнено 103 (остальные учитываются в 2017 году).

Отменено судом 1 постановление.

 

Судебная работа

В 2016 году проведено 330 заседаний арбитражных судов.

 

Отрицательная практика со стороны субъектов контроля.

1. Заключение контракта с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур в отсутствие законных оснований.

В 2016 году Иркутским УФАС России выявлено незаконное заключение ОГКУ «Дирекция автодорог» двух контрактов с ОАО «ДСИО» на содержание автомобильных дорог Иркутской области на общую сумму более 1,5 млрд рублей по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Данный пункт предусматривает заключение контракта в связи с необходимостью ликвидации последствий аварии, ЧС, непреодолимой силы.

Наличие указанных обстоятельств не установлено. Заключение контрактов обоснованно необходимостью бесперебойного осуществления работ по содержанию дорог и введением ЧС в связи с пожарами (которое не связано с содержанием дорог).

2. Зачастую Заказчики не отслеживают изменения законодательства, что влечет совершение ими правонарушений в результате действий, которые до изменений в законе были правомерны.

Так, например, с 01 января 2017 года единые требования к участникам закупки дополнены новыми, а именно: отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также непривлечение участника закупки - юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно, такие требования необходимо устанавливать и в закупочных документациях, а также отстранять от участия в закупке лиц, не соответствующих указанным требованиям или не подтвердивших в установленном порядке свое соответствие.

Кроме того, с 01 мая 2017 года изменены требования к заказчикам в части сроков оплаты результатов исполнения контракта: сроки сокращены до 30 дней с момента приемки в общем порядке и до 15 дней в случае, если участником закупки выступает СМП, СОНКО.

3. В настоящее время большое количество правонарушений выявляется в части нарушения сроков размещения информации и документов в реестре контрактов.

Так, заказчики считают, что документы о приемке необходимо размещать в течении трех дней с даты исполнения контракта.

Вместе с тем, часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе прямо указывает, что документ о приемке размещается в течении трех рабочих дней с момента приемки.

Указанные действия образуют административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП, влекущее наложение административного штрафа в размере 20 000 руб.

 

 

-  Иркутским УФ АС России рассмотрено 74 жалобы 28 из которых признаны обоснованными,   46 необоснованными, 6 отозваны.

В практике рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры закупки, проводимой в соответствии с Законом о закупках № 223-ФЗ, нередко встречается следующие нарушения, допущенные заказчиками при организации и проведении закупочных процедур.

Пример 1

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился заявитель с жалобой на действия заказчика, в связи с несоблюдением установленных требований в закупочной документации Положению о закупке, Федеральному закону № 223.

Заказчиком в информационной карте не указаны дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено следующее.

Согласно п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вышеуказанное требование также продублировано в Положении о закупках заказчика.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм, заказчиком информационной карты закупочной документации не указаны дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, в связи с чем жалоба заявителя признана обоснованной.

Заказчику выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке. Предписание исполнено в установленные сроки. Решение антимонопольного органа и предписание в судебном порядке не обжаловалось.

Допущенное в данном случае заказчиком нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАПРФ.

Пример 2

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился заявитель с жалобой на действия заказчика, в связи с тем, что в документации по открытому запросу предложений установлено требование к участникам о предоставлении копии договоров, подтверждающие исполнения комплекса работ являющихся предметом закупки (не менее 2 договоров, с указанием предмета договора, состава и стоимости работ) на стадии допуска к участию в закупке.

По результатам рассмотрения данной жалобы антимонопольный орган пришел к вводу о том, что требование к участникам о предоставлении копии договоров, подтверждающие исполнения комплекса работ являющихся предметом закупки (не менее 2 договоров, с указанием предмета договора, состава и стоимости работ) на стадии допуска к участию в закупке, что не отвечает принципам, установленным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку необоснованно ограничивают количество претендентов на участие в закупке.

Установление на стадии допуска к участию в закупке такого требования как предоставление копии договоров, подтверждающие исполнения комплекса работ (не менее 2 договоров, с указанием предмета договора, состава и стоимости работ) ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку.

Установление такого требования на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так же следует обратить внимание на то, что в качестве подтверждения опыта, выполнения работ заказчиком установлено требования • о наличии не менее 2 договоров, при этом, потенциальные участники, имеющие успешный опыт работы в рамках одного исполненного договора также лишены возможности принять участие в такой закупке, что также не отвечает целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

По итогам рассмотрения жалобы заказчик был признан нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с установлением в документации о закупке (Информационной карте) требования о предоставлении не менее 2 договоров, с указанием предмета договора, состава и стоимости работ, не отвечающих принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Выдано предписание об аннулировании закупки. Предписание исполнено.

Не согласившись с принятым Иркутским УФАС России решением и предписанием заказчик обжаловал их в судебном порядке в установленные сроки.

Решение и предписание Иркутского УФАС России признано судом полностью законным и обоснованным. (№ А19-15705/2016).

Пример № 3

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области заявитель обратился с жалобой на действия заказчика, закупочной

комиссии, в связи неправомерным отклонением заявки на участие в закупке, в связи с тем, что декларация  МСП подана не по установленной форме.

На рассмотрении жалобы установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014г. N 1352 установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В период проведения данной закупки, действовала форма Декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленная Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169.

Однако, в нарушение действующего законодательства (в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169) заказчиком в своей документации установлена иная форма Декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с которой заявителем и была подана форма декларации об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В документации о закупке отсутствовала ссылка на Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169, которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352, утверждающими форму Декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, действующую на момент проведения закупки.

Следовательно, заказчиком нарушена ч.1 ст. 2, п. 2ч. 1 ст. 3, п.9 ч.10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с чем жалоба была признана обоснованной, выдано предписание об аннулировании закупки. Предписание исполнено.

Вместе с тем, не согласившись с принятым решением и предписанием антимонопольного органа заказчик обжаловал их в судебном порядке, однако арбитражным судом Иркутской области в удовлетворении исковых требований заказчику было отказано (А19-15578/2016).

Примечание: решение суда первой инстанции отменено по формальным основаниям, в связи с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 11.04.2017г. №304-КГ16-17592.

 

 

 

 

 

 

Приложенные файлы
doklad_upravlenie_2_kv-1519192168.doc (157,5 КБ)
Наверх